КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БЕЛАРУСИ

    Задачи развития кадетского образования требуют поиска механизмов их практической реализации. В связи с этим важно обращение к истории, тщательное изучение и творческое использование того богатого педагогического наследия, которое берет свое начало в организации учебно-воспитательного процесса еще в первых кадетских корпусах на территории современной Беларуси. Ретроспективный анализ кадетского образования в Беларуси, безусловно, будет способствовать методологическому переосмыслению многих принципиальных вопросов кадетского образования современности.

    На территории современной Беларуси в разные периоды существовало три кадетских корпуса: Гродненский (Шкловский) кадетский корпус(1799 г.), Полоцкий кадетский корпус (1835 г.), Брестский-Александровский кадетский корпус (1842 г.). Оснований для открытия таких закрытых учебных заведений было достаточно много. Это и неспокойная обстановка в северо-западных губерниях (неприятие местным населением политики российского царизма), и огромная брешь в области среднего образования Беларуси. Кроме того, появление кадетских корпусов как закрытых военных учебных заведений позволяло дворянству белорусских губерний избегать обязательной службы рядовыми в российской армии.

    Перед кадетскими корпусами ставилась цель – воспитание будущих офицеров, преданных своему отечеству и царю, подготовка будущей элиты российской армии. Приоритетным и почетным для молодого кадета считалось продолжение военного образования в военных училищах и дальнейшая служба в рядах вооруженных сил на благо своего отечества. Данная цель реализовывалась посредством четкой организации учебно-воспитательного процесса. Являясь средним учебным заведением, кадетские корпуса давали достаточно обширные как общеобразовательные, так и специальные знания. Будущие юнкера изучали арифметику, иностранные языки, алгебру, тригонометрию, геометрию, географию, физику, химию, рисование, чистописание. Общеобразовательный блок тесно переплетался с изучением специальных предметов, таких как тактика, артиллерия, фортификация, военная история, военная топография, артиллерическое черчение, фортификационное черчение, готовивших их к будущей военной службе. Однако, как свидетельствуют архивные материалы, основной упор делался на военную подготовку воспитанников, поэтому специальные учебные предметы явно преобладали.

    В системе кадетского образования Беларуси того периода являлось приоритетным духовно-нравственное воспитание. Оно лежало в основе всей образовательной системы, которая, в конечном итоге, должна была выработать у кадет высокие моральные качества. Кадетские корпуса поддерживали тесную связь со своими выпускниками, отличившимися в бою за свое отечество. С особым благоговением молодые воспитанники относились к боевым подвигам своих предшественников, и это служило им примером и жизненным ориентиром в дальнейшей военной карьере. Задачи патриотического воспитания реализовывались посредством специально организованных классных часов, встреч с выдающимися военноначальниками. Эстетическому воспитанию способствовали уроки танцев, рисования, посещения кадетами театров, специально организованных балов. Сердцевиной всей воспитательной работы, несомненно, было воспитание в духе христианства. При этом учитывалась и многоконфессиональность воспитанников белорусских губерний. Так, Закон Божий в кадетских корпусах преподавался священнослужителями разных вероисповеданий: православного, католического и лютеранского. Обязательной для изучения дисциплиной в учебных планах был предмет «Законоведение», в котором подробно рассматривались такие философские понятия как душа, духовные потребности человека, совесть, свободная воля, идеал, нравственные обязанности человека по отношению к царю и отечеству, товарищество и его значение в военной среде. За годы своего существования кадетские корпуса Беларуси подготовили более двух с половиной тысяч будущих юнкеров и прапорщиков, готовых с честью и совестью выполнять свой долг перед отечеством. Выпускники белорусских кадетских корпусов участвовали в русско-турецкой, русско-японской и первой мировой войнах, многие были награждены высокими правительственными наградами и орденами разных степеней.

    В деятельности кадетских корпусов прошлого сложились многие прогрессивные традиции достойные использования и развития и сегодня: индивидуальный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе, приоритетность духовно-нравственного и патриотического воспитания, разносторонне развитие будущих офицеров, привлечение церкви к духовному воспитанию кадет, тесное сотрудничество корпусов с общественностью